Общество

Реакция на победу Кончиты Вурст еще раз доказала: XXI век на постсоветских широтах так и не наступил

11.05.2014, 20:23 5803

Исходное событие. Вчера сели всей семьей смотреть финал Евровидения. От себя такого времяпровождения как правило не ожидаю, но в последние два года рассматриваю этот процесс как время побыть вместе всей семьей, посмеяться и разыграть 20 фунтов на семейном тотализаторе, смешивая художественную оценку песен с геополитическими раскладами.

Что услышал

Традиционно 90% прозвучавшего – музыкальный шлак, который больше нигде и никогда не прозвучит, порадовав лишь соотечественников, разглядевших в зале флаги своей страны. 10% – то, что гипотетически может занять место в европейском мейнстриме, но не займет, за редкими исключениями, поскольку на европейском рынке есть все то же, но лучшего качества.

В свое время, увлеченный изучением психологии масс, я рассматривал различные модели поведения больших групп населения. В том числе при массовых голосованиях, и в частности – на подобных конкурсах, в условиях демократического общества. В итоге, пришел к выводу, что "коллективное-сознательное" выдает как правило оптимальный результат. Любой музыкальный критик подтвердит, что лучшими с музыкальной точки зрения были номера Австрии, Швеции и Нидерландов. Именно такой триумвират располагали во главе списка букмекеры; именно за эту тройку в итоге проголосовало большинство европейцев. Обсуждать в музыкальном отношении больше на этом конкурсе нечего.

Что увидел

Невероятный организационный талант датчан. Потрясающая креативность, фантастическое чувство юмора и умение из "полупустого стакана" этого конкурса выжать огромный объем эмоций. К сожалению, жители постсоветского пространства не увидели многих находок датчан, поскольку именно на них выпадали рекламные паузы; но европейские зрители, которые смотрели конкурс без рекламы, смогли оценить нестандартное видение создателей эфира и вулкан придумок, украсивших трансляцию. Про сценографическое решение я уже писал – оно выше всяческих похвал, если не сказать – безукоризненно.

Политика, пропаганда, патриотизм

Появление политической подоплеки в подобных конкурсах предопределено заранее, равно как и желание политиков постсоветского пространства сыграть на этом. В демократически-цивилизованных странах на этой теме очков не заработаешь, поскольку народ оценивает политиков по делам их, а не по “танцам со звездами”, а вот в наших широтах тема Евровидения – это абсолютно политически-прикладная тема. Пару лет назад Михаил Саакашвили, бывший в ту пору президентом Грузии, умудрился обеспечить 12 баллов белорусским участникам, которым, при этом, больше никто не дал ни одного балла.

На этот раз традиционная истерика возникла вокруг российских участниц, приехавших на конкурс с откровенно слабым музыкальным материалом и унылым шоу. В итоге, они заняли седьмое место. Хотя, убери от их финального результата 58 “политических” очков, выданных постсоветскими республиками, традиционно делящимися друг с другом, и получится совершенно адекватное выступлению 23-е место в конкурсе. Вся политическая подоплека же в итоге свелась к освистыванию России, когда кто-то давал ей высший балл. Конечно, в этом огромная доля “заслуги” Путина, но к этому нынешней России следует привыкать не только на уровне Евровидения, но и на всех без исключения уровнях: именно таково отношение к странам, ведущим захватнические войны. Особенно, если учесть, что Европа уже давно научилась существовать без войн.

Беларусь

Не очень понял оптимизма многих белорусов, восхищающихся нашим участником. Чтобы понять, что не так, нужно посмотреть эфир беспристрастно, и тогда вы легко сможете увидеть три одинаковых “мальчуковых” проекта, ни один из которых не вошел в десятку. А после этого задать простой вопрос: почему?

Метафорический ответ можно увидеть, посмотрев выступления участников, занявших первые три места. Всех трех лидеров можно легко объединить в один тренд – тяга аудитории к красивым, мелодичным, консервативным, безукоризненно аранжированным песням. И это не общее место. Просто время затребовало красивый, изысканно сделанный продукт, а не анекдоты, приколы и фокусы. Никто из “балагуров и весельчаков” не вышел на лидирующие позиции – время, когда общество их востребовало, отошло на какой-то период: таков цикл в искусстве, реагирующий на общественные настроения.

Хороший продюсер должен смотреть на весь спектр художественного процесса, а не ориентироваться на собственный вкус, который нередко подводит. Сегодня достаточно посмотреть на то, что предлагает в мире арт-рынок, рынок художественной фотографии или хореографии, чтобы понять, что ему не стоит предлагать “чизкейк”. И до тех пор, пока белорусские продюсеры не осознают, что выходить на европейский рынок нужно с четким осознанием контекста, их продукт будет неизменно занимать места во втором или третьем десятке.

Синдром Кончиты

Просмотрел по нескольким странам публикации о прошедшем конкурсе, и увидел ожидаемое: никого, за исключением изданий и соцсетей постсоветского пространства не заинтересовала борода победительницы. Что естественно, поскольку толерантность большинства европейского общества уже давно отделило свободу высказывания и самоидентификацию от социо-политического процесса. Кому какое дело, носит ли бороду победитель конкурса – будь он женщиной, мужчиной, или мужчиной в женском платье. Благо, абсолютное большинство европейцев привыкло думать о своей жизни, а не о том, с кем спит Кончита Вурст. Ну, а реакция большинства жителей постсоветского пространства еще раз доказала и без того неоспоримый факт – XXI век, к сожалению, в головах многих жителей наших широт так и не наступил.

Николай Халезин, арт-директор Белорусского свободного театра

Опрос

Кто виноват в том, что в белорусской армии гибнут военнослужащие?
Главнокомандующий
45%
Министр обороны
7%
Командиры и другие офицеры частей
28%
Прапорщики и сержанты
8%
Сами солдаты
7%
Никто, это судьба
6%
Всего голосов: 460

Популярные рубрики

акция солидарности

Мы в социальных сетях