Общество

Беларусь религиозная: ни свободы, ни совести

22.05.2013, 12:59 6647

Белорусский православный атеист №1 Александр Лукашенко любит повторять, что Беларусь может быть образцом взаимоотношений различных религий. «У нас нет никаких проблем ни на религиозной почве, ни на национальной. Здесь мирная и спокойная жизнь», – подчеркивает он.

«Я даже не помню случая, не то чтобы были какие-то стычки на религиозной почве, но даже спора по каким-то вопросам. Мы всегда с честью решали возникающие вопросы», – отмечал президент.

Трудно с этим не согласиться. Действительно, никто в Беларуси не устраивает крестовых походов и погромов на религиозной почве. Но означает ли это, что со свободой совести и вероисповедания в нашей стране все в порядке?

О чем говорят официальные цифры

По данным уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко, в Беларуси на начало 2012 года официально были зарегистрированы и действовали 3374 религиозные организации, представляющие 25 конфессий и религиозных направлений.

Традиционно Беларусь считается православной страной. Белорусская православная церковь занимает наиболее весомое место в духовной жизни республики. Согласно данным уполномоченного, она насчитывает 1567 религиозных общин, ей принадлежат 6 духовных учебных заведений, 34 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств и 1348 церквей. Строится еще 156 православных храмов. Также в Беларуси зарегистрированы 33 общины старообрядцев, в распоряжении у которых находятся 28 культовых зданий.

Католических же общин куда меньше, их в Беларуси насчитывается 479. Римско-католической церкви принадлежат 3 духовных учебных заведения, 11 миссий и 9 монашеских объединений. Верующим доступны для посещения 465 костелов, еще 26 строятся.

Большинство белорусов православные? 

Выходит, православные и католики являются явными лидерами?

С этим мнением не совсем согласны в протестантской церкви «Новая жизнь». Здесь своя арифметика. «По официальной статистике, число православных прихожан, посещающих церкви по праздникам (Рождество, Пасха) не превышает трех процентов от численности населения Беларуси – триста тысяч человек. Статистика посещения приходов в обычные воскресные дни не ведется, но очевидно, что посещаемость православных приходов вне церковных праздников падает в разы и едва ли достигает половины процента от общего числа населения – 50 тысяч человек. В этой ситуации вряд ли возможно говорить о том, что белорусы на 80 процентов православные», – говорят представители «Новой жизни».

На достаточно провокационный вопрос: «Много или мало (для Беларуси) сегодня религиозных структур зарегистрировано?», политолог, редактор портала «Царква» Наталья Василевич утверждает, что процедура регистрации «нарушает стандарты в области свободы религии и вероисповедания».

По ее словам, «в Беларуси зарегистрировано больше структур, чем надо, но имеют законную свободу действовать – мало». То есть, объясняет эксперт, часть из тех, которые зарегистрированы, спокойно могли бы действовать и без регистрации. А вот незарегистрированные структуры имеют большую угрозу уголовного преследования со стороны государства.

«Обязательная регистрация ограничивает свободу большого количества структур, и если бы ее не было, то их части можно было бы не регистрироваться и действовать законно», – подчеркивает политолог.

«Новая жизнь» и старые методы

За комментарием к «Новой жизни» мы обратились неспроста. Эта религиозная община, что называется, «на своей шкуре» испытала внимание со стороны государства. Как рассказал ее юрист Сергей Луканин, 5 декабря 2012 года община должна была принудительно оставить здание церкви, которое было построено 20 лет назад на деньги верующих на месте заброшенного коровника. Но в самый последний момент Хозяйственный суд Минска закрыл судебное дело о выселении.

Это была не первая попытка давления со стороны власти на церковь. В 2005 году община была лишена права пользования земельным участком, выделенным ей ранее в бессрочное пользование. Месячный пост-голодовка в 2006 году заставил власти отступить, так как дело приобрело международную известность. А в 2009 году общину лишили права собственности на здание церкви.

Добровольно-принудительные пожертвования

Критики «официального» православия (а между Правительством и БПЦ существует договор о сотрудничестве) говорят, что любить церковь заставляют добровольно-принудительно. Так, солигорский шахтер Олег С. рассказал, что в «Беларуськалии» уже давно существует система поборов, в том числе и на религиозные нужды.

«Уже который год весь город строит храм. На работе ввели обязательные отчисления. Конечно, деньги на фоне наших зарплат не такие и большие, но почему кто-то за меня должен решать: куда мне деть эти деньги?» – говорит Олег.

По его словам, лишь единицы в бригаде не ропщут, остальные недовольны. Но, как правило, проявляют свое негодование только в курилке.

«Вообще, администрация, используя контрактную систему, держит всех нас на коротком поводке. Да, если не захочешь перечислять деньги на храм сегодня, тебя завтра не уволят. Однако галочку напротив твоей фамилии поставят. Придет время перезаключать контракт – обязательно вспомнят. Над моим непосредственным начальником есть другой, над ним – еще и еще. Каждый по своей «вертикали» спускает требование о перечислении определенной суммы», – утверждает горняк.

Комичность ситуации, по его мнению, заключается в том, что на православный храм деньги вынуждены сдавать и мусульмане, и иудеи.

Впрочем, в добровольных пожертвованиях на строительство храма Олег ничего плохого не видит. Он говорит, что его сын-школьник по своей инициативе ходит и отдает часть своих карманных денег на его возведение: «Когда бог в душе, то и никакие «заставлялки» не нужны».

Закручивание религиозных гаек

Но вернемся от частного к общему. Как рассказал координатор инициативы «Хрысціянскі рух» Алексей Шеин, можно однозначно сказать, что право на свободу совести и вероисповедания в Беларуси не соблюдается, так же как и другие права человека.

«В 2002 году был принят самый репрессивный в Европе закон «О свободе совести и религиозных организациях». Как грустно шутят сами верующие, в этом законе «нет ни совести, ни свободы»: он делает почти невозможной регистрацию новых религиозных объединений, критически усложняет создание религиозных общин, лишает верующих права заниматься распространением вероучения за стенами религиозного здания», – подчеркивает координатор.

Достаточно отметить, что, следуя этому закону, регулярно молиться без специального разрешения, по словам Алексея Шеина, людям можно только в трех специально установленных нашей властью местах: в зданиях, имеющих статус культовых, на кладбищах и в крематориях. За нарушения этого положения уже и штрафовали, и сажали не один раз.

Причину «закручивания гаек» активист видит в том, что власть всячески старается помешать деятельности независимого гражданского общества (а к нему относятся и религиозные общины), которое не разделяет существующие идеологические установки. «Поэтому больше всего достается более активным и независимым, в первую очередь – протестантам. Но есть проблемы и у католиков, и православных, а также у представителей других, нехристианских, религий», – говорит координатор «Хрысціянскага руху».

Обращает внимание на новую редакцию Закона «О свободе совести» и Наталья Василевич, отмечая, что именно этот вопрос является сегодня «основной точкой напряжения в правовом поле». Кроме этого, по ее мнению, серьезными препятствиями на пути верующих являются отсутствие четких механизмов правоприменения и произвол чиновников.

Религия как средство борьбы против инакомыслящих

Беларусь уникальна еще и тем, что крутит религией, как игрушкой. Более того, использует ее против своих политических оппонентов. Это на себе испытал независимый журналист Александр Сдвижков.

18 января 2008 года он был осужден на три года колонии усиленного режима за «разжигание религиозной вражды». Так Минский городской суд оценил перепечатку в газете «Згода» карикатур на пророка Мухаммеда. Эти карикатуры были перепечатаны в 143 изданиях 56 стран, в том числе исламских, и ни в одной стране журналисты не попали за это в тюрьму.

Приговор вызвал большой общественный резонанс как в Беларуси, так и за рубежом. Международные правозащитные организации признали Сдвижкова «узником совести», пострадавшим за то, что «мирно использовал свое право на свободу слова». В защиту осужденного журналиста также выступили Евросоюз и США, призвавшие официальный Минск освободить его.

О том, что приговор носил политически мотивированный характер, свидетельствовали слова председателя Духовного управления мусульман Беларуси Исмаила Вороновича. После суда он признался белорусским журналистам, что в качестве свидетеля на процессе старался смягчить участь Сдвижкова. Он считает, что суд вынес слишком суровое наказание: «Это была своего рода информация о том, что было опубликовано в датских газетах. Вот так я ставил вопрос. И я считаю, что в нашем обществе никаких эксцессов, никакого резонанса и не могло быть».

Скорее всего, белорусские власти с помощью «дела Сдвижкова» решили просто «прогнуться» перед арабским миром, с которым в то время Лукашенко пытался строить грандиозные прожекты. Шутка ли, в год ареста журналиста официальный белорусский лидер посетил Объединенные Арабские Эмираты и Азербайджан, а также принял в Минске президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Кроме этого, на 2008 год был запланирован официальный визит в нашу республику руководителя Ливии Муаммара Каддафи. Видимо, по мнению госидеологов, такой жесткий приговор суда должен был продемонстрировать мусульманским странам большое к ним уважение со стороны  Лукашенко.

Верующих приравняли к политическим

Часто приходится слышать, что если бы белорусы верили в бога, они жили бы совершенно в ином государстве. Может ли Беларусь со временем в силу своей ментальности превратиться из светского в клерикальное государство?

«Что касается светскости государства, то нет никаких предпосылок к тому, чтобы оно в Беларуси стало клерикальным, – отмечает Наталья Василевич. – С другой стороны, влияние религии и церкви в обществе может возрасти, но это во многом зависит от пастырской деятельности самих церквей: смогут ли они добиться того, чтобы доверие общества к ним возрастало, и чтобы их ответы на актуальные вопросы жизни конкретных людей, семей и всего социума, звучали убедительно».

Однако, по-видимому, государство не позволит это сделать. Не позволит, чтобы священнослужители отобрали у идеологов монопольное право на «промывание мозгов». Поэтому и действует достаточно жестко.

Так, по словам Алексея Шеина, в последние два года белорусский режим стал применять к верующим известную «политическую» статью Уголовного кодекса – 193.1. По инициативе КГБ прокуратурой выносятся предупреждения за деятельность от имени незарегистрированных христианских общин, которых в Беларуси не менее сотни, и которые по самым разным причинам не имеют регистрации.

«Так что, «зачистив» в свое время сферы бизнеса и политики, власть неотложно взялась за следующих по очереди – за «зачистку» культуры и веры», – делает грустный вывод координатор «Хрысціянскага руху».

Дмитрий Яненко, специально для сайта «Товарищ.online»

Опрос

Кто виноват в том, что в белорусской армии гибнут военнослужащие?
Главнокомандующий
45%
Министр обороны
7%
Командиры и другие офицеры частей
28%
Прапорщики и сержанты
8%
Сами солдаты
7%
Никто, это судьба
6%
Всего голосов: 460

Популярные рубрики

акция солидарности

Мы в социальных сетях