Политика

Филарет не пойдет на открытый конфликт с Лукашенко, даже по вопросу отмены смертной казни

25.06.2013, 08:50 6318

В понедельник состоялась встреча президента Беларуси Александра Лукашенко с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Они пообщались в Патриаршем и Синодальном духовно-административном центре Русской православной церкви, что в российском Геленджике.

Как сообщили корреспонденту сайта «Товарищ.online» в пресс-службе Русской православной церкви, стороны «обсудили вопросы подготовки к празднованию 1025-летия Крещения Руси, которое будет широко отмечаться в Беларуси, России и Украине. В частности, в центре внимания была подготовка к торжествам, которые состоятся в конце июля в Минске».

Но это рядовое протокольное мероприятие с участием главы государства.

Другое дело – круглый стол, прошедший в минувшую пятницу. Его название - «Религия и смертная казнь» уже привлекало внимание. А, с учетом специфики нашего государства (единственная страна в Европе, где выносятся и приводятся в исполнение смертные приговоры - как известно, в первом полугодии белорусские суды вынесли три смертных приговора), добавляло «перцу». Мероприятие было организовано Советом Европы в сотрудничестве с белорусскими властями.

Перед участниками круглого стола выступили глава парламентской рабочей группы по изучению проблематики смертной казни Николай Самосейко, генеральный директор по правам человека и верховенству права Совета Европы Филипп Буайя, посол Представительства Европейского союза в Беларуси Майра Мора, посол Франции в Беларуси Мишель Ренери и многие другие.

Но показательным стало приветствие патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, в котором он, как сообщили корреспонденту сайта «Товарищ.online» в пресс-службе Белорусского экзархата, напомнил, что Белорусская православная церковь настойчиво обращала внимание общественности на проблему смертной казни еще в 90-х годах прошлого века. В 1996 году накануне всенародного референдума, на котором, среди прочего, обсуждался вопрос о смертной казни, БПЦ призвала белорусский народ отказаться от такой меры наказания.

«Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства… Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку, - не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте… Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа», - отмечено в послании.

Он подчеркнул, что позиция, озвученная в год референдума, осталась неизменной и сегодня.

Но так ли это?

Почему голос метрополита Филарета, которого многие считают одним из самых влиятельных персон современной Беларуси, молчал, когда выносились и приводились в исполнение смертные приговоры? Можно, конечно, спрятаться и за неведением, мол, не всегда удается следить за делами мирскими.

Но как быть с «громкими расстрелами»? Не заметить или не знать о казненных в начале прошлого года Дмитрии Коновалове и Владиславе Ковалеве, просто невозможно.

Координатор инициативы «Хрысціянскі рух» Алексей Шеин говорит, что нынешнее заявление о позиции Белорусского экзархата РПЦ относительно смертной казни, озвученное в ходе круглого стола, не являлось реакцией на какой-то резонансный, актуальный судебный процесс. 

«Таким образом, это заявление - просто ретрансляция положений Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском соборе в Москве в 2000 году. В этом документе говорится о предпочтительности отказа от смертной казни», - разъясняет эксперт.

По его словам, если бы эти слова прозвучали во время суда над Коноваловым-Ковалевым, все это выглядело бы «демонстрацией некой активной гражданской позиции, которая идет вразрез с позицией власти».

«А на это сегодняшнее руководство Белорусского экзархата РПЦ идти не готово», - подчеркнул Алексей Шеин.

С ним солидарен политолог Дмитрий Кухлей, отметивший, что для православной церкви вопрос отмены смертной казни является принципиальным, и он не зависит от конкретного дела и степени вины того или иного человека в совершенном преступлении. 

«Дело Ковалева и Коновалова вызвало широкий общественный резонанс, и мнение общественности существенно разошлось с официальной позицией белорусских властей. Можно говорить, что данный вопрос еще более углубил раскол в белорусском обществе», - отметил он.

Однако публичное вмешательство церкви, по мнению политолога, ни в коем случае не «поспособствовало бы преодолению данного раскола и его положительному решению, принимая во внимание интерес в данном вопросе наивысшего руководства страны».

Кроме того, публичная поддержка БПЦ общественности «автоматически воспринималось бы авторитарным руководством, которое не терпит иного альтернативного мнения, как переход в открытую оппозицию».

Впрочем, Дмитрий Кухлей не исключил, что «в отношении конкретно Ковалева и Коновалова митрополит Филарет в той или иной степени обращался к Лукашенко».

Обращался владыка к президенту или нет – не известно. Зато известно, какое решение принял президент…

Федор Костров«Товарищ.online»

Опрос

Правильно ли поступил Лукашенко, не введя в Беларуси карантин?
Да
0%
Нет
50%
Мне все равно
50%
Всего голосов: 2

Мы в социальных сетях